Пентагон: российский Су-27 приблизился к самолету США над Балтикой

244

Последнее обновление:

848

По сообщению РИА Новости, представитель Пентагона Марк Райт заявил в субботу, что российский истребитель Су-27 в минувший вторник пролетел в опасной близости от американского самолета-разведчика в небе над Балтийским морем.
В свою очередь, Минобороны РФ подчеркивает, что все полеты самолетов ВВС России выполнялись и выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств.

Шумиха, поднятая вокруг рядового случая из повседневной работы российских летчиков (и, кстати, подчеркивающая именно их профессионализм) напомнила историю «официального» знакомства военных НАТО с новейшим советским истребителем-перехватчиком Су-27.

13 сентября 1987 г. Су-27 (бортовой №36) 941-го истребительного авиаполка 10-й армии ПВО СССР, пилотируемый старшим лейтенантом Василием Цымбалом, вылетел на перехват норвежского самолета-разведчика P-3B Orion, сбрасывавшего гидроакустические буи для обнаружения советских подводных лодок. Задачей советского летчика было не допустить нарушения «гостем» воздушного пространства СССР, а также сорвать выполнение его разведывательной миссии.

В.Цымбал осуществил несколько маневров рядом с «Орионом», которые должны были «выдавить» норвежца из данного района: пытался сбить спутной струей, пристроившись впереди «гостя»; окатил его керосином (позднее из-за этого норвежцы в своей ноте протеста, переданной послу СССР в Осло, ошибочно утверждали, что советский истребитель проходил перед «Орионом» на форсаже).

Однако решающим эпизодом, сорвавшим НАТОвский разведывательный полет, стала попытка норвежца сбросить скорость до минимальной. Норвежские летчики рассчитывали, что советский истребитель, обладая большой скоростью сваливания, не сможет более сопровождать их и уйдет… они ошибались. Превосходные аэродинамические качества Су-27 позволяли ему маневрировать на скоростях, опасных для самого «Ориона».

В результате Василий Цымбал оказался под брюхом норвежца. Его экипаж потерял советский истребитель из виду, занервничал, пытаясь удержать свою машину на малой скорости, дал крен и… рубанул винтом по верхнему обтекателю левого киля Су-27! Осколками собственного винта норвежцу повредило фюзеляж, произошла разгерметизация. Чадя выхлопом двигателей и остатками чувства собственного достоинства, «Орион» отвалил в сторону родной базы , подавая сигнал бедствия.

849

Советский же летчик спокойно вернулся на родной аэродром Килп-Явр, и, когда бы не дипломатическая шумиха, вряд ли бы стал знаменит за пределами профессиональной среды. К слову сказать, будь Василий Цымбал чуть более изощрен в международной дипломатии, извиняться за воздушное свинство пришлось бы спровоцировавшей его Норвегии.

Впрочем, главная задача — очистить советские воздушные границы от постоянного присутствия НАТОвских разведчиков, Василием Цымбалом была единолично решена. После инцидента на какое-то время недружественные СССР полеты в Заполярье были прекращены.